Я вас категорически приветствую, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто просто сочувствует нашей болезни мозга под названием "Стендовый моделизм". Наконец-то я нашёл не много времени, чтобы написать статейку по постройке модели дизель-электрической подводной лодки проекта 877 "Палтус". Для начала не много сведений об этих подводных лодках:
Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.
История:
Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия. Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.
Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.
В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде и Горьком (ныне-Нижний Новгород).
Корпус:
Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.
Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».
Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».
Прочный корпус разделён на шесть отсеков:
Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.
Силовая установка:
Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин).[3] Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).
Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.
Вооружение:
Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.
Ну а теперь о самой модели и о работе над ней. Начну я, как и в большинстве случаев, с обзора исходного набора, предлагаемого производителем:
- Коробка красочная, из плотного картона с верхней загрузкой деталей:
- В коробке 3 литника, один-с деталями подставки, один-с деталями лодки, один-с половинами корпуса и отдельно отлита верхняя часть корпуса с палубой (в коробку положил пачку сигарет, чтобы вы могли представить себе размер модели, размер коврика "JAS"-формат А3):
- Небольшая декаль очень хорошего качества с тонкой подложкой:
- Инструкция чёрно-белая, понятная, в виде книжки формата А4, хорошего качества печати:
Собственно, вот и началась работа.
Сначала собрал корпус, поставил надстройку:
Затем дособрал, загрунтовал:
Покрасил в базовый чёрный цвет фирмы "Tamiya":
Собрал подставку (планирую потом на белом поле сделать по трафарет надпись):
Нанёс ватер-линию по маякам (как и всегда) и докрасил необходимые элементы в белый, светло-серый и красный цвета:
Натёр винт металлической пастой с оттенком золота:
Затем поставил выдвижные устройства, покрыл всё глянцевым лаком, поставил декали, ещё слой глянца от "Тамии", смывка серого цвета от той-же "Тамии" и не много лёгкой ржавчины от фирмы "MiG":
А потом матовый лак. И вот такой результат:
Вот такая вот загогулина!..